<>Родителям
<>Ворона и Лисица
<>Демьянова уха
<>Зеркало и обезьяна
<>Квартет
<>Кот и Повар
<>Ларчик
<>Лебедь, Щука и Рак
<>Лисица и виноград
<>Листы и корни
<>Мартышка и очки
<>Свинья под дубом
<>Слон и Моська
<>Стрекоза и Муравей
<>Щука и Кот



Обращение к родителям

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Кн. П. Вяземский

Уже в XIX в. чтение рассматривалось как важнейшее средство воспитания души подрастающего поколения. В 1878г. редакцией журнала «Детское чтение» были сформулированы пять основных задач вделе воспитания, которые она старалась реализовывать вхудожественных произведениях, печатавшихся настраницах журнала. Эти задачи нравственного воспитания детей, на наш взгляд, звучат очень современно:

- Возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству. - Научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений.
- Способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала.
- Поселить вдетях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть имполезным.
- Дать силы детям для борьбы с безнравственностью.

Самым пригодным чтением для младшего школьного возраста считалась басня, где с простотой и ясностью изложения сочеталась еще и трезвость взгляда. В живых, наглядных образах животных олицетворялись нравы людей; в них в забавной, занимательной форме восхвалялась добродетель, осмеивались недостатки и людские слабости. Особенно ценились басни И. А. Крылова.

И по сей день басни И.А. Крылова входят в круг детского чтения. В каком возрасте этот жанр может быть понятен и интересен ребенку?

По замечаниям методистов, к восприятию басен ребенок готов уже в 5-6 лет. Басни Крылова привлекательны для детей благодаря динамичному сюжету, мастерски выстроенным диалогам, юмору и стихотворной форме, в которой написаны произведения. Ребенку несложно проследить и запомнить сюжет, где действуют 2-3 персонажа. Кроме того, за каждым персонажем закреплена одна характерная черта животного, иногда знакомая еще с народных сказок: Лиса хитрая, Осёл упрямый, Мартышка вертлявая, Ворона доверчивая и т.д. Поэтому герои в процессе знакомства детей с разными баснями будут легко узнаваемы. По этой же причине будет достаточно легко организовать с детьми после прочтения басни беседу, чтобы выявить нравственный идеал.

Как привить любовь у детей к басням?

Наш совет: первое знакомство с баснями должно стать семейным праздником. Выберите момент, когда вы в хорошем состоянии духа и ваш ребенок расположен к восприятию нового, и прочтите ему басню. Театральные эффекты и выразительность при чтении (пусть каждый герой говорит своим особым голосом!) только приветствуются! Если ребенку это понравится, вы можете вместе посмотреть мультипликационный фильм (некоторые размещены на этом сайте) или послушать аудиозапись.

Так как басни написаны в XIX веке, то некоторые слова могут быть непонятны. Их следует обязательно разъяснить. После каждой басни в нашем детском разделе такой словарик имеется. Потом можно организовать беседу, опираясь на нашу систему вопросов. Они построены так, чтобы обращаться к жизненному опыту самого ребенка. Такое внимание не только вызывает интерес к беседе, но и помогает осознать жизненность ситуаций, изображенных Крыловым. Интересны будут и задания на внимательность (они у нас сопровождаются красочными картинками), и творческие задания, где нужно побыть художником или актером. При их выполнении также необходимо сотворчество взрослого и ребенка и ваша искренняя заинтересованность в этой деятельности. Развитию речи способствуют пересказы по сюжетным картинкам и акцентные пересказы (т.е. от лица одного из героев басни).

Обязательным должен быть выход на мораль басни. Это вопросы: чему учит басня? Можно ли поступать так, как герой басни? Почему смеется дедушка Крылов? и др. Для детей постарше мы приготовили к каждой басне задание на поиск соответствия смысла басни и русской пословицы («Народная мудрость»). Это расширяет представления ребенка о мире пословиц, развивает умения анализировать, сопоставлять, видеть скрытый смысл (уходить от дословного понимания пословицы и басни).

Надеемся, что знакомство с баснями станет настоящим праздником для вашего ребенка!