Когда Москву стали называть «белокаменной»; как называется единственная двухъярусная башня Кремля, на которой когда-то висел Спасский набат; каким образом памятник Гоголю совмещает в себе памятник и другому русскому писателю; почему пожарные Сущевской пожарной части не только гасили огонь, но и разжигали его; в чем состоял конфликт между годовалым Пушкиным и императором Павлом I; как звали тоскующую Ярославну из «Слова о полку Игореве»; как фамилия русского генерала 1812 года, о котором можно сказать, что он внес свой вклад и в войну 1941-1945гг; какое преступление спортивных судей в Древней Греции каралось самым жестоким образом, – все это и многое другое узнали школьники Центрального округа города Москвы за время существования интеллектуальной игры «Нить времен».
Цель этой игры – через игровую форму вовлечь ребят в изучение истории и литературы, воспитать в подростках гордость за свою страну, бережное отношение к ее культурному наследию, ближе познакомить с городом, в котором они живут, дать возможность почувствовать удовольствие и азарт от коллективной деятельности как при подготовке к игре, так и во время самой игры. Первая игра была проведена в период празднования 850-летия Москвы (1996-1997гг) и называлась «Моя Москва». Суперфинал состоялся 8 сентября 1997 года на Красной площади. В нем приняли участие лучшие команды из каждого района округа. Чтобы оказаться в суперфинале, команды должны были пройти отборочные игры, игры 1/8 и 1/4 финала. Все игры проводились по одной схеме: сначала командам требовалось ответить на вопросы в письменной форме в течение одной минуты за игровыми столами. Через минуту звучал правильный ответ, что делало игру познавательной и очень напряженной: все в зале могли узнать что-то новое для себя и, наблюдая за победно вскинутыми руками своих игроков, точно определить положение своей команды. После теоретической части лучшие команды, снабженные картой, отправлялись в путешествие по своему району. На каждом контрольном пункте команда получала конверт с двумя вопросами. Один вопрос касался истории данного здания, второй относился к месту расположения следующей контрольной точки. Только блестящее знание своего района, способность мгновенно определить по косвенным данным нужный объект и хорошая физическая форма могли сэкономить командам столь дорогие для них секунды – этот тур проходил с учетом времени. Для отбора участников суперфинала было проведено 10 игр – в каждом районе округа. Суперфинал также состоял из двух туров: игра за столами и прохождение маршрута с контрольными пунктами по Кремлю и Китай-городу. Теоретический тур проходил аналогично полуфинальным турам, а во время путешествия игроки должны были не просто определить объект, но принять участие в ролевой исторической сценке или найти ответ на театрализованный вопрос. В организации костюмированного исторического действа большую помощь оказали ребята из ролевых и исторических клубов. Вели игру Валдис Пельш, Евгений Алексеев и Ирина Тюрикова. Наша команда в упорной борьбе с 19 школой стала первой по Замоскворечью и Якиманке. А вот в сентябре , после лета, народ расслабился и на Красной площади мы даже не вошли в число команд, котрые должны были выйти на маршрут. А вот команда клуба «Пингвин» получила лицензию на проведение экскурсий по территории Кремля. Вторая игра была посвящена Всемирным юношеским играм и получила название «Олимпийские забавы» (1997- 1998гг). В этой игре появились две новые цели: изучение истории олимпийского движения, народных игр и забав, а также – развитие спортивных возможностей подростков. Победители районных игр прошли в суперфинал, организованный в спорткомплексе «Лужники». После теоретической части лучшие 15 ( или 6 ) команд облачились в греческие туники и стали состязаться в беге, метании диска, копья, прыжках в длину, лазании по канату и, самое захватывающее, в гонках на колесницах, специально изготовленных для этих состязаний вместе с туниками, греческими шлемами и греческими щитами. Победительницей стала команда школы № 1239 (капитан команды Александр Кроль) Интеллектуально-спортивная игра «Пушкинотлон» состоялась в преддверии празднования 200-летия А.С. Пушкина 6 июня 1998 года. Командам-участницам предлагалось пройти маршрут по местам, связанным с именем Пушкина. Маршрут состоял из восьми этапов, каждый из которых проходили двое участников команды. На контрольных пунктах участникам задавались три вопроса, и каждый неправильный ответ стоил команде три минуты штрафного времени. Команда школы № 345 (капитан Петр Тутаришвили) и команда нашей школы (капитан Сергеева Вера), занявшие первое и второе место, были награждены поездкой в Крым – по местам Южной ссылки поэта. «Пушкинская Москва» - так стала называться наша игра в 1999 году, когда вся Россия отмечала 200-летний юбилей А.С. Пушкина. Отборочные игры проводились по районам в два тура, так же, как в игре «Моя Москва»: теоретический (ответы на 16 вопросов за столами) и маршрут по городу с контрольными пунктами, связанными с жизнью и творчеством Пушкина. Победители второго тура районных этапов участвовали в суперфинале в спорткомплексе «Олимпийский», который проходил по той же схеме – теоретический тур и прохождение маршрута. После игры за столами команды, набравшие большее количество баллов, отправились от проспекта Мира на метро до станции Пушкинская, чтобы там продемонстрировать свое знание родного города и фактов жизни и творчества великого поэта. Каково же было наше удивление, когда мы услышали, что первый номер школы, вышедший в суперфинал, был номер нашей школы!!! Команды (от нашей школы в суперфинал вошла и старшая, и младшая ) побежали по маршруту. Мы остались ждать в Олимпийском. Томительно шло время, было очень жарко, болельщики высыпали на улицу. Стали появляться первые команды, а наших все нет… Так удача отвернулась от нас. Одна команда ошиблась при ответе, другая просто потерялась на улице Горького (побежали не в ту сторону)!!! В 2000-2001гг проводилась игра, названная «Нить времен» и посвященная празднованию третьего тысячелетия. Эта игра по своим масштабам подпадает под категорию рекордов Гиннеса, потому что общее количество участников составило около 45 тысяч человек. Для того чтобы все ребята начиная с шестого класса получили возможность участвовать в игре, вопросы решено было задавать в радиоэфире. Участники игры, разбившись на команды (3685 команд), находились в школьных аудиториях, оснащенных радиоприемниками, и должны были ответить на семь вопросов по истории России (X-XXвв). Ответы нужно было за одну минуту внести в отпечатанные заранее карточки участника игры. После этого представители Департамента образования, присутствующие в каждой школе, собрали карточки и передали их в Оргкомитет. По результатам были выявлены 67 команд, которых пригласили для участия в финальной игре в спорткомплексе «Олимпийский». Зазвучала музыка – и вереница пар в черных фраках и воздушных платьях вышла в полонезе на арену. «Олимпийский» преобразился… Казалось, что мы перенеслись на сто лет назад в зал Благородного собрания. Состоялось торжественное открытие, а потом арена приобрела деловой вид: были выставлены столы, и команды финалисты приготовились отвечать на вопросы. После ответов на вопросы сильнейшие команды проявили себя в русских забавах. Мы были вторые. На арене появилась снежная крепость, трасса для слалома на ходулях, были принесены шпаги и шарики, которые, собственно, и нужно было проткнуть, чтобы «поразить» своего соперника. Все шло хорошо, но когда дело дошло до поединка капитанов на шпаге наша умнейшая Анечка Гайдук не смогла увернуться от удара более прыткого капитана №110 школы Александра Шмелева. Итак, по результатам спортивной части школа №110 стала победителем, мы только вторые. Игра 2001-2002 учебного года была посвящена изучению жизни и деятельности А.Н. Радищева и его книги «Путешествие из Петербурга в Москву». После отборочных игр 68 лучших команд встретились за игровыми столами в спорткомплексе «Олимпийский». Ответив на вопросы теоретической части, сильнейшие команды вышли на арену, на которой разместились декорации основных населенных пунктов маршрута Москва–Петербург-Москва: Тверь, Вышний Волочек, Бологое, Санкт-Петербург. Путешествуя по этим городам, ребята должны были ответить на театрализованные вопросы, связанные с их историей, бытом, культурой и нравами. Все это происходило с учетом времени. Команда нашей школы, занявшая 1 место (капитан команды Бобринский Николай), была награждена незабываемой поездкой в Санкт-Петербург. Наконец-то, а то мы все время рядом, но не первые… 2003 год – юбилейный год северной столицы – Санкт-Петербурга, и игра этого года так и называлась: «Путешествие по Санкт-Петербургу». Игра была проведена в легендарном цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре. На арене, видевшей столько цирковых знаменитостей, были расставлены столы, в центре которых воткнуты шесты с номерами от 1 до 30. Горят прожектора, гремит музыка. Болельщики занимают места на трибунах, одни разворачивают самодельные транспаранты, другие машут флажками или шариками. В этой игре была только теоретическая часть (ответы на вопросы за столами) и конкурс капитанов, но впервые проводилась отдельная игра для команд младшего (5-8 классы) и старшего (9-11классы) возраста. Предполагалось, что сильнейшие команды отправятся в Санкт-Петербург на встречу с петербургскими школьниками, чтобы побороться с ними в знании этого города. Но игра между командами двух городов не состоялась, шесть команд-победительниц были просто награждены экскурсионной поездкой в Петербург. Наши маленькие, заняв третье место, все-таки отправились туда. В 2004 году «Нить времен» обратилась к книге В.В. Гиляровского «Москва и москвичи». Сначала по районам прошли отборочные игры, на которых младшая и старшая команда должны были ответить в письменной форме на 15 вопросов (они были распечатаны). Учитывалось количество правильных ответов и время, затраченное командой на ответы. Лучшие команды в каждой возрастной группе собрались в цирке на Цветном бульваре, где состоялся финал. «Начинаем седьмую историко-интеллектуальную игру «Нить времен», посвященную творчеству Гиляровского и его книге «Москва и москвичи», – загудел приятный мужской голос. На трибунах зашевелилось, и команды маленькими ручейками сбежались в сердце цирка и расселись за столами. Как тревожно в этот момент и командам, и болельщикам! Зазвучит первый вопрос – и начнется работа, тогда станет спокойнее, а пока всех томит неизвестность. Главная интрига игры старшеклассников заключалась в аукционе. Команды имели возможность поставить своих игроков на кон (т.е. лишить их возможность играть, а оставить за столом одного капитана) за возможность ответить на внеконкурсный ответ и выиграть приз. Только две команды рискнули принять участие в аукционе. Из трех вопросов им не покорился только первый. Ответив на двенадцать вопросов, команды покинули арену, оставив там своих капитанов наедине с двумя карточками: зеленая – согласие с утверждением, красная карточка означает, что утверждение неправильное. Цена ошибки велика: игра идет на выбывание, и от ответа капитана зависит судьба всей команды. Конкурс среди капитанов лучших 5 команд решил судьбу трех призовых мест. В старшей подгруппе победила команда школы 96, в младшей – опять мы во главе с капитаном Синодовой Ольгой. «Вехи Великой Победы» – так называлась игра, которая проводилась в 2004-2005 учебном году в рамках подготовки к празднованию 60-летия Победы. За право принять участие в финале с сентября 2004 года боролось более 20 тысяч подростков образовательных учреждений Центрального округа. Отбор команд старшего возраста шел по результатам конкурса школьных музеев, а команд младшего возраста – по результатам поисковой работы: учащиеся 5-8 классов собрали материалы о тех героях Великой Отечественной войны, в честь кого установлены памятники и мемориалы, чьими именами названы улицы в нашем городе. Всего был найден 761 такой объект, сделано 1389 фотографий, изготовлены презентационные планшеты и веб-страницы. Финал игры состоялся в цирке на Цветном бульваре. Вход в цирк был украшен огромным плакатом с надписью «Вехи Великой Победы», а в фойе разместили цветное панно с той же надписью на фоне собора Василия Блаженного. Участников игры и болельщиков приветствовали ветераны Великой Отечественной войны, префект ЦАО С.Л. Байдаков и начальник Департамента Образования ЦАО В.И. Лопатина. В старшей подгруппе победила команда школы № 1520 (капитан Николаев Ярослав), в младшей – команда школы №1521 (капитан Зубов Даниил). Призеры были награждены ценными подарками, а самая эмоциональная команда-болельщица отправилась пить чай с огромным тортом. Наши команды заняли второе (старшая команда, капитан Зорин Даниил) и третье (младшая команда, капитан Бородин Юра) места. Только наша школа вошла в число победителей в двух возрастных категориях. Все игры (1996-2005гг) проводились по инициативе Префектуры Центрального административного округа Москвы и Департамента образования ЦАО, разрабатывались Е.В. Алексеевым и И.К. Тюриковой, а также заместителем директора Исторического музея («Путешествие из Петербурга в Москву» и «Путешествие по Петербургу»). Все очень интересно, и мы будем участвовать и впредь. Учитель-словесник Суббота М.В. |