Среди столичных учителей процветает семейственность — В Москве работает 250 учительских династий, некоторые еще с позапрошлого века, — начала свое выступление на городском августовском педсовете руководитель Департамента образования столицы Любовь Кезина. — Общий учительский стаж династии Букринских, к примеру, составляет 579 лет. В ней уже 21 педагог! Всего же в Первопрестольной сеют “разумное, доброе, вечное” 140 тысяч учителей. На их попечении — более 900 тысяч ребят. Но педагогов в Москве все равно не хватает. Отчасти выручают городские педвузы — их выпускники (в этом году — 440) сразу идут в столичные школы. Там легко можно найти применение для полученных в институте знаний.
Хочешь жить — умей учиться В новом учебном году московские альма-матер ждут большие перемены. Согласно принятой весной программе “Столичное образование-4” (она рассчитана на 2005—2007 годы) все учебные заведения города переведут на новый принцип финансирования — нормативный. Это значит, что благосостояние педагогов будет напрямую зависеть от числа их учеников. — В одной школе занимается тысяча ребят, а в соседней — всего триста, — привела пример Любовь Кезина. — Понятно, что первой достанется больше денег, а директору второй придется крепко задуматься, откуда взять средства на зарплату педагогам, на мел и тряпки... Руководителям школ предстоит, таким образом, выполнять обязанности топ-менеджеров — планировать расходы и доходы, составлять бизнес-планы развития своих учебных заведений. Сегодня директорам очень выгодно увеличивать количество классов и нагружать ребят дополнительными уроками — чем больше часов, тем выше заработок. Но какова отдача от таких сверхинтенсивных занятий? Дети устают, резко ухудшается их здоровье. А оно у многих школяров (особенно в старших классах) и так не очень. Теперь поурочную оплату отменят, деньги будут давать по нормативному (подушевому) принципу. Администрации придется разумно распределять бюджетные средства, чтобы хватило и на зарплату, и на внешкольные мероприятия, и на новую мебель, и на хозяйственные нужды. Умные директора уже сегодня стараются завлечь в школу ребят новыми учебными программами, углубленным изучением предметов, оригинальными авторскими методиками. Они понимают: больше народа — больше денег. Пополнять школьную казну разрешат и за счет добровольных пожертвований от родителей и спонсоров, но, по словам Кезиной, дополнительные денежные потоки предстоит сделать абсолютно прозрачными, чтобы полученные средства шли не в карман нечестным педагогам, а на общие нужды. Новые нормативы финансирования будут зависеть и от типа учебного заведения — той образовательной программы, которая реализуется. Московские школы традиционно отличаются разнообразием — сейчас имеется 18 видов обучающих программ! Все новшества, появившиеся в Москве за последние годы (“углубленка”, профили, индивидуальные ученические планы, гендерное образование, 12-летка и т.д.), сохранятся, появятся и новые (6-летняя “началка”, к примеру). Более широко станут внедряться методики полного дня и здоровьесберегающие технологии. Знания — на дом Особое внимание в новом году уделят детям-инвалидам. 1157 ребят с ограниченными физическими возможностями уже получили компьютеры с выходом в Интернет и необходимые мультимедийные средства, чтобы учиться дистанционно. Их опекают 200 специально подготовленных педагогов. Скоро подобные компьютерные комплексы будут у всех ребят, вынужденных заниматься на дому. Для детей-сирот и детей военнослужащих в столице открыто 12 кадетских корпусов (в том числе — специально для девочек). Но желающих учиться очень много — конкурс составляет 10—12 человек на место! Придется, по-видимому, расширять их сеть. Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова порадовала учителей заявлением, что скоро во всех школах полностью отменят вторую смену — такое поручение дал Юрий Лужков, и оно будет выполнено. Пока вечером вынуждено учиться 3% столичных ребят. Еще одно ожидаемое приятное новшество — облегченные учебники. Мэр порекомендовал издателям разбивать школьные пособия по четвертям — чтобы ребятам было легче носить их в портфелях. Пока удалось договориться с издателями о “половинках” — делении учебников на две части. Вероятно, в будущем появятся и “четвертушки”. Одновременно облегчат обложки школьных книг — сделают из более тонкого картона. Правда, подобные нововведения приведут к существенному удорожанию учебников... Детсад — не для вас Самая острая, как выяснилось, проблема в столице — нехватка детских садов. В прошлые годы было закрыто 627 ведомственных дошкольных учреждений, были перепрофилированы и многие городские садики. Теперь в очереди стоит более 12 тысяч человек. В детсадах сейчас открыты дополнительные группы, в том числе для совсем маленьких — с 3 месяцев, есть возможность оставлять детей на неполный день или только на выходные, но все равно полностью вопрос не решен. Кезина пообещала обратить особое внимание на эту социальную проблему. Но на новые детсады требуются деньги... В этом году скорее всего будет пересмотрена (в сторону увеличения) стоимость услуг дошкольных учреждений. Родителям придется раскошеливаться по полной — платить по рыночной цене. Впрочем, для льготников предусмотрят более низкие расценки. Зато всех ребят пяти-шести лет обещают подготовить к занятиям в школе... Стартовые условия обучения в первом классе, по мнению столичных “образованцев”, должны быть у всех примерно равными, чтобы ребята не делились на отличников и двоечников. И тем более не оставались на второй год — с хронической неуспеваемостью Кезина обещала бороться особенно тщательно, чтобы избавить столичные школы от традиционного второгодничества. Первый урок в этом учебном году будет посвящен теме “Моя родина — Россия”. В память о детях Беслана, погибших во время прошлогоднего теракта, во всех столичных учебных заведениях объявят минуту молчания. Игорь СЕРГЕЕВ Источник: mk.ru
|