1 июня, в московских школах стартуют выпускные экзамены. В этом году их будут сдавать 85 тысяч 11-классников — на 3,5 тысячи больше, чем в прошлом. Ребятам предстоит “скинуть” пять предметов: два обязательных (русский язык и алгебра) и три по выбору. Первым, как всегда, будет сочинение. Для школьников уже приготовили 60 комплектов тем — по пять в каждом. Их разослали во все учебные заведения города и поместили в Интернете (www.obrnadzor.gov.ru).
1 июня в 9 часов утра руководитель Департамента образования Москвы Любовь Кезина вытащит из лототрона шарик со счастливым номером. Комплекты разыграют в прямом телеэфире, так что каждый сможет убедиться, что все было по-честному. Выбор у 11-классников в этом году хороший. Первая тема посвящена анализу стихотворения или эпизода из произведений XIX—ХХ веков, вторая сформулирована в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении, третья касается творчества писателя XIX века, четвертая посвящена писателям XX века, а пятая дана в виде цитаты и напрямую связана с философской, нравственной или социальной проблематикой русской литературы. Что можно и чего нельзя делать во время сочинения? Как и в прошлом июне, разрешается пользоваться художественными текстами, что значительно облегчает задачу. Само собой, разрешается приносить только сами художественные произведения, а не критику. Кстати, обязательно возьмите на экзамен шоколадку и минералку: сладкое, как доказали врачи, стимулирует мозговую деятельность, а бутылка с водой в жару поможет не отвлекаться от творческого процесса. Несколько советов сдающим • Первый: берите из дома как можно больше художественных текстов: в школьной библиотеке книг на всех, как показывает опыт, не хватает. В принципе разрешается захватить с собой все произведения — от Державина до Солженицына. • Второй совет: не пользуйтесь сборниками сочинений, изданных в помощь выпускникам. Учитель без труда определит плагиат. А за списывание ставят только одну отметку — “два”. • Третий: если уж берете на экзамен “шпоры”, то не скатывайте все подряд, а подходите к процессу творчески. По возможности излагайте чужие мысли своими словами, почаще вставляйте “я думаю, что”, “на мой взгляд”, “по моему мнению”. И не пользуйтесь, пожалуйста, одной “шпорой” на двоих-троих! Крайне странно выглядят сочинения, написанные разными учениками “под копирку”. Экзаменаторы имеют право поставить всем хитрецам по паре. • Четвертый: почаще заглядывайте в орфографический словарь, благо его также разрешается приносить на экзамен. Проверяйте все иностранные слова и трудные случаи правописания (одно-два “н” в прилагательных и причастиях, слитное и раздельное написание наречий, О-Ё после шипящих и т.д.). Лучше лишний раз залезть в справочник по орфографии, чем сделать три ошибки в слове “разночинно-интеллигентский”. • Пятый совет: не спешите. Времени на сочинение и его проверку отводится достаточно, поэтому пишите медленно, выверяя каждое слово и особенно — цитаты. Тише едешь — дальше будешь... • Шестой совет: беритесь только за те темы, в которых уверены. Если сомневаетесь, какую из двух выбрать, набросайте на черновике план обеих и остановитесь на той, где конспект будущего сочинения получится больше и детальнее. • Седьмой: не увлекайтесь объемом: лучше меньше, да лучше. И ошибок меньше, и больше времени останется на проверку. Как говорят экзаменаторы, наибольшее число “ляпов” ученик делает в двух последних предложениях... • Отсюда восьмой совет: проверять работу нужно не менее трех раз! Сначала — только правописание (слова), потом — пунктуацию (запятые, двоеточия, тире). И в конце — еще раз все вместе. • Девятый совет: никогда не пренебрегайте помощью товарищей. Узнайте (разумеется, по-тихому, не привлекая внимания учителей), что пишут на ту же тему другие ребята. Как правило, одну тему выбирают 6—7 человек, и поэтому есть возможность посоветоваться. • И совет десятый: не расстраивайтесь, если итоговая оценка окажется совсем не такой, на какую вы рассчитывали. Школьные баллы никакой роли при поступлении в институт не играют.
Игорь СЕРГЕЕВ, mk.ru |